jukebox
-> design -> articles

   Новости
   Веб-дизайнеру
   Скачать
   Ссылки
   Информация
   Почта
   Обсуждения
   Сделать закладку

    



    Rambler's Top100

   

 
 

Введение в JavaScript (часть I)

Как мы уже говорили, для создания программ на JavaScript не требуется никаких дополнительных средств, необходим лишь соответствующий браузер, поддерживающий JavaScript (Internet Explorer или Netscape Navigator версии 3.0 и выше). Каждая вставка сценария JavaScript в HTML- документ начинается командой <SCRIPT> с необязательным атрибутом (параметром) LANGUAGE и заканчивается командой </SCRIPT>. Всвязи с появлением еще одного скриптового языка VBScript рекомендуется использовать атрибут LANGUAGE, соответственно равным "JavaScript". Кроме того, обратите внимание на использование тегов комментария <!-- и -->; если страница, содержащая сценарий, будет загружена в браузер, не поддерживающий языки сценариев, строки программы, засоряя экран, будут выведены как обычный текст. Если же использовать тег комментария, то такой браузер пропустит текст программы, воспринимая его как комментарий. Двойная косая черта перед закрывающим текст JavaScript-программы тегом комментария гарантирует, что тег не будет воспринят браузером как оператор JavaScript:
<SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
<!--
document.write("Мой первый пример на JavaScript");
// -->
</SCRIPT>

Результатом выполнения скрипта будет вывод на зкран строки:
Мой первый пример на JavaScript
JavaScript может применяется для проверки на корректность данных отправляемых на сервер (правильность заполнения формы), создания удобной навигации, визуальных и интерактивных элементов и т.д. Мы не собираемся в данной статье приводить полное описание языка, мы лишь хотим на простейших примерах познакомить начинающих web-мастеров с основами языка.
Язык JavaScript основан на понятиях: объекты, свойства, операторы, функции, методы и события.
Объекты и свойства. Объект - это структура, имеющая свойства (properties), представляющие собой переменные JavaScript или другие объекты. Среди объектов существуют определенные взаимоотношения - иерархия экземпляров. Поясним на примере: объект window является родительским по отношению ко всем остальным объектам. Прямыми потомками объекта window являются объекты location, history и document. Каждым объект является потомком объекта более высокого уровня. Форма с названием orderForm является объектом и в то же время свойством объекта document. Таким образом для вызова такой формы используется выражение:
document.orderForm
Иерархию объектов языка JavaScript можно сопоставить с иерархией объектов в реальном мире. Колеса, руль (handleBars) и педали - это все объекты, принадлежащие велосипеду (bicycle). Велосипед представляет собой объект, принадлежащий к средствам наземного транспорта (groundTransport). В терминах объектов JavaScript эти взаимоотношения могли бы быть выражены следующим образом:
groundTransport.bicycle.handleBars
Наиболее общий объект высшего уровня находится слева в выражении, и слево направо происходит переход к более частным объектам, являющимся при этом наследниками высших в иерархии объектов.
Свойства используют для описания объекта или его текущего состояния. Свойство определяется путем присваивания ему значения. Значение может быть присвоено чем угодно.
Несколько свойств в JavaScript содержат константы-значения, которые никогда не меняются. Такими являются значения числа pi или основания натуральных логарифмов (e). Другие элементы, например, абсолютный адрес странички в Интернете, различаются от страницы к странице, но не могут быть изменены в пределах одной страницы.
Остальные свойства можно изменять в ходе выполнения программы на JavaScript. Следующий пример демонстрирует изменение цвета фона на красный в ходе выполнения программы:
<SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
<!--
document.bgColor='red';
// -->
</SCRIPT>

Операторы. Оператор производит действия над одним или несколькими операндами или переменными. Операторы разделяются друг от друга точкой с запятой ";". Операторы делятся на 2 основные группы: унарные и бинарные. Бинарные операторы требуют двух операндов, а унарные имеют дело только с одним операндом. Например, оператор сложения является бинарным оператором:
sum = 1 + 5
Унарные операторы часто используются для обновления значений счетчиков. Следующий пример увеличивает переменную счетчика на единицу:
counter++

продолжение ->